РЕШЕНИЕ от 29.02.2024 г. №362/55
О работе Контрольно-счетной палаты
Киквидзенского муниципального
района Волгоградской области
за 2023 год
Заслушав информацию председателя Контрольно-счетной палаты Киквидзенского муниципального района Волгоградской области Пряниковой И.В. о выполнении плана работы Контрольно-счетной палаты за 2023 год, Киквидзенская районная Дума РЕШИЛА:
1.Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Киквидзенского муниципального района Волгоградской области за 2023 год утвердить согласно приложению.
2. Настоящее решение вступает в силу с момента его официального опубликования.
Председатель
Киквидзенской районной Думы С.А. Рябов
Глава Киквидзенского
муниципального района
Волгоградской области С.Н. Савин
Приложение к решению
Киквидзенской районной Думы
от 29.02.2024 г. №362/55
Настоящий отчет подготовлен с требованиями Положения о Контрольно-счетной палате Киквидзенского муниципального района Волгоградской области (далее – КСП), утвержденного решением Киквидзенской районной Думы от 27.12.2021г. № 197/32 и содержит информацию об основных показателях и результатах деятельности КСП за отчетный период.
1.Основные итоги и особенности деятельности
Деятельность КСП Киквидзенского муниципального района в 2023 году осуществлялась в соответствии с Положением о КСП и планом работы на 2023 год.
В соответствии с годовым планом работы КСП в отчетном году проведено 16 контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий (охвачено 19 объектов и составлено 32 акта) и 124 экспертизы проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов, которые оформлены заключениями.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» КСП (в лице председателя) в 2023 году подготовлены и заключены Соглашения о передаче полномочий 10 сельскими поселениями района по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля силами КСП. Это:
-проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета поселений и проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
-подготовка заключений на отчет об исполнении бюджета поселений и проведение экспертизы проекта указанного бюджета в сроки, установленные бюджетным законодательством;
-проведение текущих проверок исполнения бюджета;
-проведение проверок и ревизий деятельности организаций по использованию муниципального имущества, находящегося в собственности сельского поселения;
-проведение экспертизы проектов постановлений администраций сельских поселений об утверждении муниципальных программ и о внесении изменений в них;
— контроль за законностью и эффективностью использования средств бюджета муниципального района, поступивших соответственно в бюджеты поселений, входящих в состав Киквидзенского муниципального района.
Объем бюджетных средств, проверенных при проведении контрольных мероприятий в 2023 году составил 91708,8 тыс. рублей.
Из проверенных бюджетных средств, муниципальной собственности Киквидзенского муниципального района и сельских поселений установлены нарушения законодательства Российской Федерации, Волгоградской области и нормативных правовых актов органов местного самоуправления на общую сумму 18,9 млн. рублей ( в 2022 году – 15,536 млн. рублей).
Для устранения установленных нарушений и недостатков руководителям проверенных организаций, главам сельских поселений КСП направлено 29 представлений, которыми внесено 75 предложений, содержащие конкретные меры по устранению имеющихся нарушений и недостатков.
В основном, по всем из них получены ответы о выполнении предложений КСП, либо о том, что работа по ним ведется, но не завершена из-за необходимости длительного времени для их выполнения. Достоверность сведений, указанных в этих ответах, проверяется при повторных плановых контрольных мероприятиях.
Материалы по завершенным контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям направлялись в Киквидзенскую районную Думу, Главе Киквидзенского муниципального района, в прокуратуру, КСП по Волгоградской области.
Председатель КСП в отчетном году участвовала в заседаниях Киквидзенской районной Думы и комиссиях.
КСП Киквидзенского муниципального района является членом Ассоциации контрольно-счетных органов Волгоградской области, членом Союза муниципальных контрольно-счетных органов в Южном Федеральном округе РФ. Председатель КСП принимала участие в онлайн -конференциях, онлайн-семинарах, онлайн-вебинарах проводимых Союзом муниципальных контрольно-счетных органов по Южному Федеральному округу по совершенствованию организации муниципального финансового контроля и изучение прогрессивных методов контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольных органов, а также в ежегодном отчетном совещании Контрольно-счетной палаты Волгоградской области. В сентябре 2023 года председатель КСП принимала участие в Общем собрании членов представительства Союза МКСО в ЮФО проходившем в г. Новороссийске.
В отчетном году председатель КСП прошла обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации на тему: «Государственный и муниципальный финансовый контроль субъектов Федерации» на базе ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», и получила удостоверение установленного образца.
Информация о результатах работы КСП за 2022 год опубликовывалась в районной газете «Нива» от 30.03.2023 года №35 и в разделе «Официально» на сайте «Земля Преображенская» (страница «Контрольно-счетная палата») ежеквартально также опубликовывалась информация о деятельности КСП за отчетный год.
Страница КСП имеется и на официальном сайте КСП Волгоградской области в разделе «Муниципальные контрольные органы».
В 2023 году согласно штатному расписанию и фактически работало 2 человека, председатель КСП и ведущий инспектор (имеют высшее образование).
2. Контрольно-ревизионная деятельность
2.1.Характеристика объектов, охваченных контрольными мероприятиями
Согласно ст.265 БК РФ, Положению о КСП, палата реализует свои контрольные полномочия путем проведения проверок.
Общее количество объектов контрольных мероприятий, с учетом встречных проверок, составило 11, из них:
-органы местного самоуправления (Администрация Киквидзенского муниципального района и 10 сельских поселений);
-структурные подразделения Администрации района;
-иные муниципальные учреждения и другие организации.
В отчетном году в рамках внешней проверки отчетов Администрации Киквидзенского муниципального района и сельских поселений об исполнении бюджетов за 2022 год проведены проверки бюджетной отчетности 14 главных распорядителей бюджетных средств.
В соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации проведение внешних проверок годовой отчетности контрольно-счетным органом муниципального образования является обязательным.
Более подробно результаты данной работы изложены в разделе 2.2. настоящего отчета.
Установленные нарушения по итогам контрольно-ревизионных мероприятий, имеющие стоимостную оценку, распределились следующим образом:
— неэффективное использование бюджетных средств – 185,6 тыс. рублей;
— нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности – 1315,3 тыс. рублей;
— нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок – 17637,6 тыс. рублей.
В результате проводимых мероприятий устранено финансовых нарушений на сумму 1315,3 тыс. рублей.
На основании поступивших в 2023 году материалов проверок Контрольно-счетного органа в прокуратуру Киквидзенского района, были применены меры прокурорского реагирования в виде направления 4 представлений об устранении нарушений.
2.2.Структура выявленных нарушений за 2023 год
В ходе проведения контрольных мероприятий выявлено нарушений действующего законодательства на общую сумму 18,9 млн. рублей.
В рамках проверки отчета Администрации Киквидзенского муниципального района об исполнении районного бюджета, отчетов сельских поселений района за 2022 год и других проверок в 2023 году, проведены проверки главных распорядителей и получателей бюджетных средств. В результате установлено, что отдельными из них нарушались требования бюджетного законодательства, ведения бухгалтерского учета бюджетов сельских поселений, законодательства о закупках, других нормативных правовых актов:
1. Нарушения Бюджетного кодекса РФ:
-статья 34 БК РФ — не соблюдался принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;
— п.2 ст.73 БК РФ — неведение реестра закупок малого объема;
— п. 5 ст.87 БК РФ — не соблюдается принцип полноты отражения расходных обязательств муниципального образования в реестре расходных обязательств муниципального образования.
— статьи 157 БК РФ – не предоставление в контрольно-счетный орган проектов нормативно-правовых актов по внесению изменений в муниципальные программы на экспертизу.
— статьи 179 БК РФ – муниципальные программы не приводились в соответствие с решением о бюджете; муниципальная программа утверждена после принятия бюджета муниципального образования; при увеличении мероприятий и финансового обеспечения муниципальной программы в паспорте не утверждена система целевых показателей (индикаторов) (необходимых для расчета эффективности самой программы).
2. Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказа Минфина РФ от 28.12.2010г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ», приказа Минфина РФ № 157н, приказов Минфина России № 209н, № 204, № 132н, № 85н, № 162н, Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998г № 34н (далее – Положение № 34н), Приказ Минфина России от 30.03.2001г. № 26н (в ред. от 16.05.2016г.) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», ПБУ 6/01:
-первичные документы, не оформлялись или оформлялись ненадлежащим образом (в т.ч. в карточках-справках по работникам, в инвентарных карточках ф. ОС-6, не заполнены обязательные реквизиты в полном объеме);
— неверно велся учет многолетних насаждений, приобретенные материалы не были отражены в регистрах бухгалтерского учета учреждения;
— неверно (некорректно) применена классификация расходов;
— годовая бюджетная бухгалтерская отчетность – не сброшюрована и не пронумерована;
— в текстовой части Пояснительной записки ф. 0503160 сводной годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности отсутствует информация обязательная к раскрытию; текстовая часть Пояснительной записки годовой бухгалтерской отчетности полностью отсутствовала; в текстовой части Пояснительной представлена неверная информация;
— организациейбыло поставлено на учет вновь созданное имущество по завышенной балансовой стоимости;
— на вновь приобретенных основных средствах не проставлен инвентарный номер.
3. Закон № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
— п.2 ст. 30.1 – не размещение отчета об объеме закупок товаров РФ;
— п.1 ч. 2 ст.33 — выявлено несоответствие информации в документации обязательной для размещения в ЕИС в извещении, акте приемки выполненных работ, и в заключение проведения экспертизы результатов предусмотренных контрактом; заказчик указал формально не соответствующий объекту закупки, но наиболее подходящий код услуги;
— п.2 ст.34 — в договорах не указано обязательное условие, что цена является твердой и изменению не подлежит;
— ч. 6 ст.34 — заказчик не направлял претензии подрядчику по нарушению срока работ;
— ч.13.1 ст.34- срок и порядок оплаты контрактов (договоров) не соблюдался;
— ч.7 ст.34 — Заказчик не направлял поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом;
— ч.1 ст.94 – осуществление Заказчиком приемки работ не соответствующим условиям контракта;
— ч.2 ст. 94 – нарушен срок выполнения работ;
— ч. 3 ст.94 — не осуществлялась экспертиза товаров, работ, услуг по итогам исполнения контрактов;
— ст.101 — Заказчиком не в полной мере осуществлен контроль по исполнению Подрядчиком условий Контракта;
— п.13.ч.2 ст.103- нарушение сроков размещения информации о приемке, поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в ЕИС;
— ч.3 ст.103 – размещение информации о заключении контракта (договора) с нарушением срока.
4. Закон № 223-ФЗ от 18.07.2011г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положения о закупках :
— ст.3.6. закона № 223-ФЗ, п.13.1.1. Положения о закупке – при заключении контракта (договора) цена контракта (договора) не обосновывалась ;
— ст.3 закона № 223-ФЗ, п.13.12. Положения о закупке – условия (срок) оплаты по контракту (договору) установлен не в соответствии с законодательством о закупках и Положения о закупках Предприятия.
5. Иные нарушения (Несоблюдение локальных внешних и внутренних нормативно-правовых актов учреждений) :
В нарушение приказа Минфина России от 30.12.2017г. № 274н учетная политика не была опубликована на официальном сайте организации (учреждения); Учетная политика Учреждения сформирована не в полном объеме.
Пункт 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного в соответствии с Приказом №424 от 30.08.2011г., не нашли отражения в реестре муниципального имущества муниципального образования:
— в разделе 1 Реестра муниципального имущества муниципального образования
— сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества;
— даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество;
— реквизиты документов — оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество;
— сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества;
— в разделе 2 Реестра муниципального имущества муниципального образования указана информация не верно:
— реквизиты документов — оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество, указаны паспорта транспортных средств; необходимо указывать акт приема- передачи объекта или договор купли- продажи.
Имеют место расхождения в наименовании и стоимости имущества муниципальных образований в Реестре, согласно свидетельствам о государственной регистрации права с бухгалтерскими данными по имуществу (наименование в инвентарных карточках и балансовой стоимости объекта основных средств), находящемся на балансе. Не нашли отражения в реестре муниципального имущества объекты движимого и недвижимого имущества.
— нарушение Порядка № 87 о формировании, утверждении и реализации муниципальных программ Киквидзенского муниципального района — не установлена система целевых индикаторов (показателей эффективности выполнения мероприятий) при увеличении мероприятий и финансового обеспечения муниципальной программы;
— п.6 Постановления правительства РФ от 30.09.2019г. № 1279 – нарушение срока внесения изменения, срока утверждения, срока размещения в ЕИС плана-графика закупок ;
— п.6 Постановления Правительства от 30.08.2017г. № 1042- за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения Заказчиком не установлен и не направлен Подрядчику штраф.
— ч.4. ч.5. Порядка утвержденного муниципальным образованием для ведения Реестра расходных обязательств — не соблюдается принцип полноты отражения расходных обязательств муниципального образования, который заключается в отсутствии отражения расходных обязательств, возникших в результате принятий нормативных правовых актов сельского поселения, заключения договоров (соглашение) в рамках реализации вопросов местного значения муниципального образования, в рамках реализации отдельных государственных полномочий, переданных органами государственной власти РФ и (или) органами государственной власти субъекта РФ, за счет субвенции представляемой из федерального бюджета и бюджет субъекта РФ, в результате принятия нормативных правовых актов муниципального образования, заключения соглашений, предусматривающих предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования другим бюджетам бюджетной системы РФ в части предоставления из них межбюджетных трансфертов в бюджет муниципального района в случае заключения соглашения с органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят муниципальные образования, о передачи осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения.
По итогу контрольной проверки за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей по представлению КСП руководителем объекта проверки было привлечено к дисциплинарной ответственности должностное лицо, в количестве 1 человека.
3. Экспертно-аналитическая деятельность
Реализуя задачи и функции, определенные Положением о КСП Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, в 2023 году проводилась экспертиза проектов нормативных правовых актов Киквидзенской районной Думы, администрации Киквидзенского муниципального района и обследований нормативных правовых актов Советов депутатов сельских поселений, администраций сельских поселений. Всего в 2023 году подготовлено и направлено в представительные и исполнительные органы 124 заключения, в том числе:
-по сельским поселениям 81:
-10 на принятые решения об исполнении бюджета;
-10 на проекты решений о бюджете на 2024 -2026 гг.;
-61 на проекты постановлений по утверждению муниципальных программ и о внесение изменений в них;
-по Киквидзенскому муниципальному району 43:
-1 на принятое решение об исполнении бюджета (из них 4 по ГРБС);
-2 (в двух чтениях) на проект решения о бюджете на 2024 -2026 гг.;
— 40 на проекты постановлений администрации по утверждению муниципальных программ и о внесение изменений в них ( в 2021 году — 67, в 2022 году – 49 ).
Экспертные мероприятия, проведенные в 2023 году, как и вся система контроля, осуществляемого КСП, были направлены на обеспечение контроля исполнения районного бюджета и бюджетов сельских поселений, реализуемого на двух стадиях:
-последующего контроля исполнения бюджетов 2023 года;
-предварительного контроля проектов бюджетов на 2024 – 2026 годов.
Основными мероприятиями, проведенными КСП в отчетном году в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, явилась внешняя проверка отчетов Администрации Киквидзенского муниципального района, сельских поселений об исполнении местных бюджетов за 2022 год и подготовка по их результатам заключений, экспертиза проектов бюджета района и сельских поселений на 2024-2026 годы.
В заключениях отмечены основные недостатки, допущенные участниками бюджетного процесса Киквидзенского муниципального района при исполнении бюджетов, указаны рекомендации во избежание данных недостатков впредь.
В частности проведенные проверки показали:
— недостаточный уровень исполнения требований статьи 157 БК РФ, предусматривающей обязанность разработчиков муниципальных программ предоставлять проекты муниципальных программ на экспертизу в КСО.
Среди проведенных в 2023 году в рамках предварительного контроля бюджета — экспертиз проектов решений, необходимо отметить экспертизу проекта решения Киквидзенской районной Думы «О бюджете Киквидзенского муниципального района на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» и проектов решений Советов депутатов сельских поселений, отмечено:
— ст. 185 БК РФ, Положения о бюджетном процессе муниципального образования в части нарушения сроков предоставления на рассмотрение в представительный (законодательный) орган муниципального образования проекта решения о бюджете муниципального образования (Администрация Ежовского сельского поселения);
-на основании пункта 2 статьи 179 БК РФ (не позднее трех месяцев со дня вступления решения о бюджете в силу) и в соответствии с Порядком разработки, формирования, реализации, проведения и критериях оценки эффективности муниципальных программ, принятых в муниципальных образованиях, КСП рекомендовано органам местного самоуправления привести объем финансирования муниципальных программ с решением о бюджете на 2024 год и плановый период в установленный законодательством срок – 1 апреля 2024 года.
После принятия бюджета на 2024 год и на плановый период 2024 и 2026 годов предложения КСП реализованы и учтены для дальнейшей реализации.
Во исполнение статьи 157, 179 БК РФ КСП в течение 2023 года проведена 101 экспертиза проектов постановлений Главы Киквидзенского муниципального района, глав сельских поселений об утверждении муниципальных программ или о внесение изменений в муниципальные программы.
КСП при подготовке заключений были вынесены замечания и предложения. Все указанные замечания и предложения были учтены до внесения проектов на утверждение Главе Киквидзенского муниципального района, главам сельских поселений.
4. Методическая работа.
В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст.10 Положения о Контрольно-счетной палате Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Киквидзенской районной Думы от 27.12.2021г., распоряжением КСП от 22.12.2023г. № 39 (ОД)-р был утвержден стандарт внешнего муниципального финансового контроля:
-Стандарт внешнего муниципального финансового контроля (СВМФК -05) «Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий».
Руководствуясь статьей 12 Федерального закона от 07.02.2011 г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (в ред. закона от 01.07.2021г. № 255-ФЗ), в соответствии со статьей 11 решения Киквидзенской районной Думы от 27.12.2021г. года №197/32 «Об утверждении Положения Контрольно-счетной палаты Киквидзенского муниципального района Волгоградской области» в 2023 году КСП был разработан и утвержден План работы Контрольно- счетной палаты Киквидзенского муниципального района Волгоградской области на 2024 год (распоряжение от 29.12.2023 года № 40(ОД)-р «О работе Контрольно- счетной палаты Киквидзенского муниципального района Волгоградской области на 2024 год).