РЕШЕНИЕ от 31.03.2022 г. №209/34
КИКВИДЗЕНСКАЯ РАЙОННАЯ ДУМА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 31.03.2022 г. №209/34
О работе Контрольно-счетной палаты
Киквидзенского муниципального
района Волгоградской области
за 2021 год
Заслушав информацию председателя Контрольно-счетной палаты Киквидзенского муниципального района Волгоградской области Пряниковой И.В. о выполнении плана работы Контрольно-счетной палаты за 2021 год, Киквидзенская районная Дума РЕШИЛА:
1.Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Киквидзенского муниципального района Волгоградской области за 2021 год утвердить согласно приложению.
2. Настоящее решение вступает в силу с момента его официального опубликования.
Председатель
Киквидзенской районной Думы С.А. Рябов
Глава Киквидзенского
муниципального района
Волгоградской области С.Н. Савин
Приложение к решению
Киквидзенской районной Думы
от 31.03.2022 г. №209/34
Отчет
о работе Контрольно-счетной палаты Киквидзенского муниципального района Волгоградской области за 2021 год.
Настоящий отчет подготовлен с требованиями Положения о Контрольно-счетной палате Киквидзенского муниципального района Волгоградской области (далее – КСП), утвержденного решением Киквидзенской районной Думы от 27.12.2021г. №197/32 и содержит информацию об основных направлениях, особенностях и результатах деятельности КСП за отчетный период.
1.Основные итоги и особенности деятельности
Деятельность КСП Киквидзенского муниципального района в 2021 году осуществлялась в соответствии с Положением о КСП и планом работы на 2021 год.
В соответствии с годовым планом работы КСП в отчетном году проведено 15 контрольно-ревизионных (охвачено 23 объектов и составлено 29 актов) и 116 экспертно-аналитических мероприятий, которые оформлены актами и заключениями.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» КСП (в лице председателя) в 2021 году подготовлены и заключены Соглашения о передаче 10 сельскими поселениями района в части своих полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля силами КСП. Это:
-проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета поселений и проекта указанного бюджета;
-подготовка заключений на отчет об исполнении бюджета поселений и проведение экспертизы проекта указанного бюджета в сроки, установленные бюджетным законодательством;
-проведение текущих проверок исполнения бюджета;
-проведение проверок и ревизий деятельности организаций по использованию муниципального имущества, находящегося в собственности сельского поселения;
-проведение экспертизы проектов постановлений администраций сельских поселений об утверждении муниципальных программ и о внесении изменений в них.
Объем бюджетных средств, проверенных при проведении контрольных мероприятий в 2021 году составил 478,924 млн. рублей.
Из проверенных бюджетных средств, муниципальной собственности Киквидзенского муниципального района и сельских поселений установлены нарушения законодательства Российской Федерации, Волгоградской области и нормативных правовых актов органов местного самоуправления на общую сумму 32,9 млн. рублей.
Для устранения установленных нарушений и недостатков руководителям проверенных организаций, главам сельских поселений КСП направлено 28 представлений, которыми внесено 104 предложений, содержащие конкретные меры по устранению имеющихся нарушений и недостатков. В основном, по всем из них получены ответы либо о выполнении предложений КСП, либо о том, что работа по ним ведется, но не завершена из-за необходимости длительного времени для их выполнения. Достоверность сведений, указанных в этих ответах, проверяется при повторных плановых контрольных мероприятиях.
Председатель КСП в отчетном году участвовала в заседаниях Киквидзенской районной Думы.
Материалы по завершенным контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям направлялись в Киквидзенскую районную Думу, Главе Киквидзенского муниципального района, в прокуратуру, КСП по Волгоградской области.
КСП Киквидзенского муниципального района является членом Ассоциации контрольно-счетных органов Волгоградской области, членом Союза муниципальных контрольно-счетных органов в Южном Федеральном округе РФ. Председатель КСП принимала участие в онлайн -конференциях, проводимых Ассоциацией контрольно-счетных органов Волгоградской области и Союзом муниципальных контрольно-счетных органов по Южному Федеральному округу по совершенствованию организации муниципального финансового контроля и изучение прогрессивных методов контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольных органов.
В отчетном году председатель КСП прошла обучение по программе повышения квалификации «Государственный и муниципальный финансовый контроль в субъектах федерации» на базе ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», и получила удостоверение установленного образца..
Информация о результатах работы КСП опубликовывалась в районной газете «Нива» от 20.03.2021 года №33 и в разделе «Официально» на сайте «Земля Преображенская» (вкладка «Контрольно-счетная палата»).
Страница КСП имеется и на официальном сайте КСП Волгоградской области в разделе «Муниципальные контрольные органы».
В 2021 году согласно штатному расписанию и фактически работало 2 человека, председатель КСП и ведущий инспектор (имеют высшее образование).
2. Контрольно-ревизионная деятельность
2.1.Характеристика объектов, охваченных контрольными мероприятиями
Согласно Положению о КСП, палата реализует свои контрольные полномочия путем проведения проверок.
Общее количество объектов контрольных мероприятий, с учетом встречных проверок, составило 15, из них:
-органы местного самоуправления (Администрация Киквидзенского муниципального района и 10 сельских поселений);
-структурные подразделения Администрации района;
-иные муниципальные учреждения и другие организации.
В отчетном году в рамках внешней проверки отчетов Администрации Киквидзенского муниципального района и сельских поселений об исполнении бюджетов за 2020 год проведены проверки бюджетной отчетности 14 главных распорядителей бюджетных средств.
В соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации проведение внешних проверок годовой отчетности контрольно-счетным органом муниципального образования является обязательным.
Более подробно результаты данной работы изложены в разделе 2.2. настоящего отчета.
Установленные нарушения по итогам контрольно-ревизионных мероприятий, имеющие стоимостную оценку, распределяются следующим образом:
— неэффективное использование бюджетных средств – 122,1 тыс. рублей;
— нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности – 3678,8 тыс. рублей;
— нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок – 24922,4 тыс. рублей;
— нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной ) собственностью – 4263,0 тыс. рублей.
-иные нарушения – 75,7 тыс. рублей.
В результате проводимых мероприятий устранено финансовых нарушений на сумму 8133,8 тыс. рублей.
2.2.Структура выявленных нарушений за 2021 год
В ходе проведения контрольных мероприятий выявлено нарушений действующего законодательства на общую сумму 32,939 млн. рублей.
В рамках проверки отчета Администрации Киквидзенского муниципального района об исполнении районного бюджета, отчетов сельских поселений района за 2020 год и других проверок в 2021 году, проведены проверки главных распорядителей и получателей бюджетных средств. В результате установлено, что отдельными из них нарушались требования бюджетного законодательства, ведения бухгалтерского учета бюджетов сельских поселений, других нормативных правовых актов:
1. Нарушения Бюджетного кодекса РФ:
-статей 34 БК РФ — не соблюдался принцип эффективности использования средств бюджета;
— статьи 179 БК РФ – муниципальные программы не приводились в соответствие с решением о бюджете, основные показатели, утвержденные муниципальной программой показатели (цели и задачи) не были выполнены за период действия муниципальной программы (конечный результат программы не достигнут);
— статьи 157 БК РФ – не предоставление в контрольно-счетный орган проектов нормативно-правовых актов по внесению изменений в муниципальные программы на экспертизу.
— п.5 ст.160.2-1 БК РФ — не разработаны и не утверждены ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита;
— п.п.10 ст.158 БК РФ – не было заключено соглашение о предоставлении субсидии;
— п.4 ст.69.2 БК РФ – размер субсидии в течение года на выполнение муниципального задания менялся без изменений размера нормативных затрат на оказание муниципальных услуг.
Выявлены риски нарушения ст.306.4 БК РФ нецелевого расходования средств субсидии.
2. Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказа Минфина РФ от 01.10.2010г. № 157н «об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти и Инструкции по их применению», приказа Минфина России от 13.06.1995г. № 49н «Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», приказа Минфина РФ от 28.12.2010г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ», приказа Минфина России № 209н, № 132н, № 85н, №92н:
-первичные документы, не оформлялись или оформлялись ненадлежащим образом (в т.ч. в инвентарных карточках ф. ОС-6, не заполнены обязательные реквизиты в полном объеме, в инвентарных описях отсутствовали подписи инвентаризационной комиссии, расписка материально-ответственного лица, акта о результатах инвентаризации не утверждены руководителем);
— приобретенные (вновь возведенные) основные средства и материалы не были отражены в бухгалтерском учете;
— неверно (некорректно) применена классификация расходов;
— поступления средств субсидий не отражаются в бухгалтерском учете Предприятия в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 утвержденного Приказом Минфина РФ от 16.10.2000№ 92н.
3. Закон № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
— ст.15 – договора, на средства субсидии были заключены предприятием в нарушение требований закона №44-ФЗ;
— ч.4 ст.30 — в отчет по СМП и СОНКО организацией были включены недостоверные сведения и размещены в ЕИС;
— ч.2 ст. 94 – нарушен срок выполнения работ;
— п.2 ст.34 — в договорах не указано обязательное условие, что цена является твердой и изменению не подлежит;
— п.4 ст.34 – в договорах не указано обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за ненадлежащее исполнение договора (контракта);
— ч. 6 ст.34 — заказчик не направлял претензии подрядчику по нарушению срока работ;
— ч.5 ст.99 – план-график учреждения не прошел контроль;
— нарушение ч.5 ст.24 Закона №44- ФЗ и ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 №135- ФЗ «О защите конкуренции», необоснованно ограничено количество участников муниципальных закупок, что в отдельных случаях повлекло риски завышения стоимости работ (услуг) и соответственно необоснованного расходования бюджетных средств;
4. Закон № 223-ФЗ от 18.07.2011г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»:
— ч.15 ст.4 и ч.1 ст.4.1 – информация о заключенных договорах не размещена в реестре договоров в ЕИС.
5. Иные нарушения:
В нарушение п.9 приказа Минфина России от 30.12.2017г. № 274н учетная политика не была опубликована на официальном сайте организации (учреждения).
Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений не соответствовал Приказу Минфина РФ от 14.02.2018г. № 26н;
Реестр муниципального имущества сельских поселений ведется не в соответствие с Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011г. № 424. Имеют место расхождения в наименовании и стоимости имущества поселений в Реестре, согласно свидетельствам о государственной регистрации права с бухгалтерскими данными по имуществу (наименование в инвентарных карточках и балансовой стоимости объекта основных средств), находящемся на балансе сельских поселений, а также не отражения (отсутствия) информации об основных средствах в реестре муниципального имущества поселений.
В Реестре муниципального имущества Киквидзенского муниципального района числятся объекты основных средств, списанные в предыдущих периодах.
Нарушения ст.16 закона № 161-ФЗ и п.3.9 Устава Предприятия – отчисления в резервный фонд на покрытие убытков не направлялись.
Не соблюдения решения Киквидзенской районной Думы от 02.10.2014г. № 11/1 (с изменениями и дополнениями), в части порядка назначения единовременного поощрения работникам.
Нарушение Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ в сельских поселениях:
— срок утверждения муниципальной программы был нарушен;
— в информации о ходе реализации муниципальных программ за отчетный год не определена степень фактического достижения целевых индикаторов;
— в муниципальной программе отсутствовал целевой показатель.
В нарушение постановления Госкомстата России от 11.11.1999г. № 100 к договорам на выполнения работ отсутствовали акта о приемке выполненных работ по форме №КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме № КС-3.
В результате выявленных нарушений в ходе контрольных мероприятий КСП за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей руководителями объектов проверок были привлечены к дисциплинарной ответственности должностные лица, в количестве 4 человек.
Также в 2021 году по материалам контрольного мероприятия Контрольно-счетной палаты Киквидзенского муниципального района Комитетом финансов Волгоградской области был составлен 1 протокол об административных правонарушениях по отношению к должностным лицам по ч.2 ст.7.29 КоАП РФ.
3. Экспертно-аналитическая деятельность
Реализуя задачи и функции, определенные Положением о КСП Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, в 2021 году проводилась экспертиза проектов нормативных правовых актов Киквидзенской районной Думы, администрации Киквидзенского муниципального района и обследований нормативных правовых актов Советов депутатов сельских поселений, администраций сельских поселений. Всего в 2021 году подготовлено и направлено в представительные и исполнительные органы 133 заключений, в том числе:
-по сельским поселениям 63:
-10 на принятые решения об исполнении бюджета;
-10 на проекты решений о бюджете на 2022 -2024 гг.;
-43 на проекты постановлений по утверждению муниципальных программ и о внесение изменений в них;
-по Киквидзенскому муниципальному району 70:
-1 на принятое решение об исполнении бюджета (из них 4 по ГРБС);
-2 (в двух чтениях) на проект решения о бюджете на 2022 -2024 гг.;
— 67 на проекты постановлений администрации по утверждению муниципальных программ и о внесение изменений в них;
Экспертные мероприятия, проведенные в 2021 году, как и вся система контроля, осуществляемого КСП, были направлены на обеспечение контроля исполнения районного бюджета и бюджетов сельских поселений, реализуемого на двух стадиях:
-последующего контроля исполнения бюджетов 2021 года;
-предварительного контроля проектов бюджетов на 2022 – 2024 годы.
Основными мероприятиями, проведенными КСП в отчетном году в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, явилась внешняя проверка отчетов Администрации Киквидзенского муниципального района, сельских поселений об исполнении местных бюджетов за 2020 год и подготовка по их результатам заключений, экспертиза проектов бюджета района и сельских поселений на 2022-2024 годы.
В заключениях отмечены основные недостатки, допущенные участниками бюджетного процесса Киквидзенского муниципального района при исполнении бюджетов, указаны рекомендации во избежание данных недостатков впредь.
В частности проведенные проверки показали:
-недостаточный уровень исполнения требований статьи 157 БК РФ, предусматривающей обязанность разработчиков муниципальных программ предоставлять проекты муниципальных программ на экспертизу в КСО;
— п.5 ст.160.2-1 БК РФ не разработаны и не утверждены ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
Среди проведенных в 2021 году в рамках предварительного контроля бюджета — экспертиз проектов решений, необходимо отметить экспертизу проекта решения Киквидзенской районной Думы «О бюджете Киквидзенского муниципального района на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и проектов решений Советов депутатов сельских поселений.
— ст. 185 БК РФ, Положения о бюджетном процессе сельского поселения в части сроков предоставления на рассмотрение в представительный (законодательный) орган муниципального образования проекта решения о бюджете муниципального образования.
-в связи с тем, что объем финансирования муниципальных программ не соответствовал объему, предусмотренному в решениях о бюджете, была рекомендована корректировка муниципальных программ, на основании пункта 2 статьи 179 БК РФ (не позднее трех месяцев со дня вступления решения о бюджете в силу) и в соответствии с Порядком разработки, формирования, реализации, проведения и критериях оценки эффективности муниципальных программ, принятых в муниципальных образованиях.
После принятия бюджета на 2022 год и на плановый период 2022 и 2024 годов, предложения КСП реализованы.
Во исполнение статьи 157, 179 БК РФ КСП в течение 2021 года всего проведена экспертиза 110 проектов постановлений Главы Киквидзенского муниципального района, глав сельских поселений об утверждении муниципальных программ или о внесение изменений в программы.
КСП были направлены замечания и предложения. Все указанные замечания и предложения были учтены до внесения проектов на утверждение Главе Киквидзенского муниципального района, главам сельских поселений.
4. Методическая работа.
В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст.10 Положением о Контрольно-счетной палате Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, утвержденным решением Киквидзенской районной Думы от 06.05.2014г. №278/42 (с изменениями и дополнениями), распоряжением КСП от 05.02.2021г. № 9С был утвержден стандарт внешнего муниципального финансового контроля:
-Стандарт внешнего муниципального финансового контроля (СВМФК -03) «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг осуществляемых объектами аудита (контроля)»;
Руководствуясь статьей 12 Федерального закона от 07.02.2011 г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (в ред. закона от 01.07.2021г. № 255-ФЗ), в соответствии со статьей 11 решения Киквидзенской районной Думы от 27.12.2021г. года №197/32 «Об утверждении Положения Контрольно-счетной палаты Киквидзенского муниципального района Волгоградской области» в 2021 году КСП был разработан и утвержден План работы Контрольно- счетной палаты Киквидзенского муниципального района Волгоградской области на 2022 год (распоряжение от 30.12.2021 года № 41(ОД)-р «О работе Контрольно- счетной палаты Киквидзенского муниципального района Волгоградской области на 2022 год).
На основании внесенных изменений в Федеральный закон от 07.02.2011г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (в ред. закона от 01.07.2021г. № 255-ФЗ) распоряжением КСП от 30.12.2021 года № 43 (ОД)-р были актуализированы Стандарты внешнего муниципального финансового контроля:
-Стандарт финансового контроля СФК – 4 «Общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия»;
-Стандарт внешнего финансового контроля (СФК – №2) « Проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Киквидзенского муниципального района и подготовка заключения по его итогам»;
-Стандарт организации деятельности СОД -3 «Подготовка отчета о работе Контрольно-счетной палаты Киквидзенского муниципального района»;
-Стандарт организации деятельности СОД – 2 «Порядок планирования деятельности Контрольно-счетной палаты Киквидзенского муниципального района»;
-Стандарт внешнего финансового контроля СФК -3 «Аудит эффективности использования бюджетных средств»;
-Стандарт внешнего финансового контроля (СФК – №1) «Общие правила проведения контрольного мероприятия»;
— Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных программ Киквидзенского муниципального района».