СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
КИКВИДЗЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ КИКВИДЗЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
УТВЕРЖДЕН
распоряжением председателя
контрольно-счетной палаты
Киквидзенского муниципального
района Волгоградской области
от 30.12.2021г. № 43 (ОД)-р
ст. Преображенская 2021г.
Содержание
Общие положения ……………………………………………… 3
Требования к проведению экспертизы проекта
муниципальной программы ……………………………….…… 5
Требования к оформлению результатов экспертизы …………………… 6
1. Общие положения.
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных программ» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (в редакции Федерального закона от 01.07.2021г. № 255-ФЗ), Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12 мая 2012 года № 21К (854).
1.2.При подготовке настоящего Стандарта был использован Стандарт СФК «Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных программ», утвержденный решением Президиума МКСО, протокол заседания Президиума Союза МКСО от 19.05.2013 № 2(33).
1.3. Стандарт определяет общие требования и принципы проведения Контрольно-счетной палатой Киквидзенского муниципального района (далее – КСО) финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных программ, а также проектов изменений действующих муниципальных программ (далее – муниципальных программ) в пределах полномочий КСО.
1.4. Стандарт является обязательным к применению должностными лицами КСО и привлеченными экспертами, участвующими в проведении финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных программ.
1.5. Основные термины и понятия:
финансово-экономическая экспертиза проекта муниципальной программы – экспертно-аналитическое мероприятие, представляющее собой исследование на предварительном этапе контроля с целью оценить проект нормативного правового акта с точки зрения обеспеченности проектируемых нормативных решений финансовыми, организационными и иными мерами, целесообразности предполагаемых затрат с учетом ожидаемых результатов;
целевые (индикативные) показатели, индикаторы – показатели, установленные программой, для оценки степени достижения поставленных программой целей и задач.
1.6. Финансово-экономическая экспертиза (далее – экспертиза) проектов муниципальных программ осуществляется КСО на основании п. 7 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (в редакции Федерального закона от 01.07.2021г. № 255-ФЗ).
1.7. Экспертизы проектов муниципальных программ являются экспертно-аналитическими мероприятиями, проводимыми в рамках предварительного контроля правовых актов.
1.8. Экспертиза проектов муниципальных программ или изменений муниципальных программ КСО проводится в случае направления субъектом правотворческой инициативы (органами местного самоуправления) проектов муниципальных программ (или изменений к ним) для проведения финансово-экономической экспертизы.
1.9. Целью финансово-экономической экспертизы является подтверждение полномочий по установлению/изменению расходного обязательства, подтверждение обоснованности размера расходного обязательства, установление экономических последствий принятия нового/изменения действующего расходного обязательства для бюджета муниципального образования. положительным заключением считается заключение, в котором по итогам экспертизы замечания и предложения отсутствуют.
1.10. Экспертиза проекта муниципальной программы включает оценку его соответствия Программе комплексного социально-экономического развития муниципального образования, нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования в соответствующей сфере.
1.11. Заключение КСО по итогам экспертизы не должно содержать политических оценок проекта муниципальной программы.
1.12. Основными задачами экспертизы проекта муниципальной программы является оценка:
соответствия положений проекта муниципальной программы нормам законов и иных нормативных правовых актов;
полноты анализа предметной ситуации и ее факторов;
корректности определения ожидаемых результатов, целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы;
целостности и связанности задач муниципальной программы и мероприятий по их выполнению;
обоснованности заявленных финансовых потребностей муниципальной программы.
1.13. Финансово-экономической экспертизе подлежат проекты муниципальных программ или проекты внесения изменений в программы. В случае повторного направления в КСО проекта муниципальной программы (проекта изменений в муниципальную программу) после устранения замечаний и рассмотрения предложений КСО, проводится повторная финансово-экономическая экспертиза.
1.14. Дополнительная финансово-экономическая экспертиза может проводиться в случае недостаточности информации и документов для подготовки заключения при условии направления в КСО дополнительной информации и документов вместе с проектом муниципальной программы (проектом изменений в муниципальную программу).
Также дополнительная финансово-экономическая экспертиза может проводиться при единичных изменениях параметров программы, не связанных с целями, задачами, сводными мероприятиями (например, корректировка объема финансирования отдельных мероприятий) при наличии заключения по итогам финансово-экономической экспертизы ранее рассмотренного варианта проекта.
2. Требования к проведению экспертизы проекта
муниципальной программы
2.1. Объем экспертизы проекта муниципальной программы определяется должностным лицом КСО, ответственным за ее проведение, исходя из целей и задач экспертизы и условий ее проведения (срока подготовки заключения, а также полноты представленных материалов и качества их оформления).
2.2. При проведении экспертизы проекта муниципальной программы учитываются результаты ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствующей сфере формирования и использования средств муниципального образования.
2.3. В ходе проведения экспертизы проектов муниципальных программ подлежат рассмотрению следующие вопросы:
соответствиецелей программы поставленной проблеме, соответствие планируемых задач целям программы;
соответствие целей, задач программы Программе комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
четкость формулировок целей и задач, их конкретность и реальная достижимость в установленные сроки реализации программы;
наличие измеряемых (натуральных и стоимостных) показателей, позволяющих оценитьстепень достижения целей и выполнения задач;
взаимосвязанность программных мероприятий, в том числе по срокам реализации, отсутствие дублирования мероприятий других действующих/принимаемых программ;
соответствие программных мероприятий целям и задачам программы;
наличие и обоснованность промежуточных планируемых результатов;
обоснованность объемов финансирования программных мероприятий;
обоснованность источников финансирования и их структуры по программным мероприятиям;
обоснованность объемов и механизма привлечения внебюджетных источников финансирования, полноты использования возможностей привлечения средств иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также средств иных источников для реализации муниципальной программы;
четкая формулировка, простота понимания индикаторов (целевых, индикативных показателей);
наличие достоверного источника информации или методики расчета индикаторов (целевых, индикативных показателей);
наличие взаимосвязи между индикаторами (целевыми, индикативными показателями) и программными мероприятиями;
наличие ответственных исполнителей (координаторов) за реализацию программы в целом и за исполнение отдельных программных мероприятий;
механизм управления программой, в том числе схемы мониторинга реализации программы и взаимодействия заказчиков и исполнителей программных мероприятий.
2.4. Экспертиза проектов об изменении муниципальных программ осуществляется в порядке, определенном для экспертизы проекта муниципальной программы с освещением вопросов правомерности и обоснованности предлагаемых изменений муниципальной программы, соответствия их показателям бюджета муниципального образования, а также:
корректности предлагаемых изменений;
логичности предлагаемых изменений (отсутствие внутренних противоречий в новом варианте программы; согласованность изменений финансирования, программных мероприятий, целевых (индикативных) показателей и ожидаемых результатов);
целесообразности предлагаемых изменений;
устранения или сохранения нарушений и недостатков программы, отмеченных КСО ранее по результатам экспертизы проекта программы.
2.5. Срок проведения экспертизы проекта муниципальной программы составляет исходя из п.2.1. Стандарта.
3. Требования к оформлению результатов экспертизы
3.1. По результатам проведения финансово-экономической экспертизы проекта муниципальной программы (далее – заключение) составляется заключение КСО.
3.2. Заключение состоит из вводной и содержательной частей.
3.3. Во вводной части заключения указываются реквизиты документов, на основании и с учетом которых проведена экспертиза, перечень документов, предоставленных с проектом муниципальной программы, перечень дополнительно запрошенных и/или изученных в ходе экспертизы документов, материалы которых были учтены при подготовке заключения, описываются исследуемые расходные обязательства.
3.4. В содержательной части заключения исследуется вопросы, указанные в п.2.4. Стандарта.
Обязательно в содержательной части приводятся данные об общем объеме финансирования, в том числе по годам, при рассмотрении проекта вновь принимаемой программы, о сумме изменения объемов финансирования при рассмотрении проекта корректировки программы.
3.5. В случае необходимости проведения повторной или дополнительной финансово-экономической экспертизы, во вводной части указывается причина их проведения (устранение замечаний, предоставление дополнительных документов, изменение первоначального проекта муниципальной программы, в т.ч. объемов финансирования). В содержательной части по итогам повторной экспертизы необходимо описать устраненные по рекомендации КСО нарушения и недостатки.
3.6. При обнаружении в ходе проведения экспертизы рисков коррупциогенных факторов в заключении КСО по итогам экспертизы должна быть отражена соответствующая информация. Коррупциогенные факторы определяются в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96.
3.7. Все суждения и оценки, отраженные в заключении, должны подтверждаться ссылками на исследованные положения проекта муниципальной программы и (при необходимости) на действующее законодательство, положения нормативно-правовых актов муниципального образования.
3.8. В заключении по итогам финансово-экономической экспертизы КСО не даются рекомендации по утверждению или отклонению представленного проекта. В заключении выражается мнение о необходимости рассмотрения разработчиком программы замечаний и предложений, изложенных в заключении, внесения изменений в проект программы, либо информация об отсутствии замечаний и предложений по итогам экспертизы.
3.9. Заключение КСО по итогам финансово-экономической экспертизы проекта муниципальной программы (проекта изменений в муниципальную программу) подписывается Председателем КСО. Заключение направляется с сопроводительным письмом субъекту правотворческой инициативы, от которого проект был получен для проведения финансово-экономической экспертизы.
3.10. Информационное письмо со сведениями о результатах проведенной финансово-экономической экспертизы может быть направлено Главе муниципального образования, руководителю администрации/Председателю представительного органа муниципального образования по инициативе Председателя КСО или по запросу указанных лиц.